Священник Михаил Гольцман: от безразличия к служению

IMGP4550 v1

Каждый человек идет к Богу своим путем. Свой путь есть и у каждого священника. Кто-то приходит к вере, а затем и служению в самом начале жизни, кто-то — в середине, кто-то — в конце. Одни приходят к Богу через радость, другие — через скорбь. Одни — через поиск, другие — через откровение. И важно не то, как человек пришел к Богу, главное — что он обрел Его.

Предлагаем Вашему вниманию интервью настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Гольцмана Православной газете храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии г. Клайпеда,  которое было записано и опубликовано в ней в августе 2013 года. Оно как раз об этом — главном — о поиске и обретении.

 

Заканчивается лето — пора поездок и новых встреч. Летний период особенный в жизни храма: часть прихожан  уезжает в сады, другие – отправляются в путешествия или паломничества на время летних отпусков.  Но храм не пустеет благодаря гостям из разных стран мира.

Одним из таких долгожданных гостей является отец Михаил (Гольцман) с семьей. Ежегодно с неизменно прямой спиной и высоко поднятой головой Мария Яковлевна Гольцман, прихожанка храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии, ведет на службу внуков: близнецов Даниила и Дмитрия,  младенца Глеба и старшую внучку Елизавету. Иногда ее сопровождают матушка Татьяна и отец Михаил. Каждый раз приезд этой дружной семьи является радостным событием для прихожан храма. Постепенно гости из Смоленска влились в приход святых мучениц: отец Михаил совершает литургию вместе с отцом Владимиром, а дочь Елизавета помогает петь на клиросе,- мы решились взять у отца Михаила интервью.

— Отец Михаил, IMGP4563где Вы родились и как попали в Клайпеду?

Родился я на Дальнем Востоке в городе Находке. В Прибалтику вся наша семья переехала по работе родителей. В 1970-м в Клайпеде построили большой Судоремонтный завод и, когда мне было 2 года, родители переехали налаживать Литовский судоремонт на берегу Балтийского моря.

— Как Вы пришли к Православной вере?

О Боге я узнал, когда учился в Минском Радиотехническом институте в 1987 году. Я не был крещен. Но в семье всегда с большим уважением относились к Православной Церкви. Родители тогда еще в храм не ходили, но священников уважали, говорили, что в Церкви – хорошие, умные люди. Но все церковное было неизвестно, незнакомо, непонятно.

В институте я занимался борьбой. Мой тренер был кришнаитом. И он впервые поставил передо мной вопросы о смысле жизни, о тайне смерти, о вере. Первая книга, которую я прочитал, была одна из книг древнего индуистского эпоса — Махабхарата. В конце 80-х нельзя было почти ничего приобрести из религиозной литературы, а ее я обнаружил и приобрел в Минском магазине «Академкнига», в отделе философии. Так я начал задумываться о Вечном, о Боге, о жизни и о ее загадке. Начался поиск: познакомился с адвентистами, баптистами, йогами, кришнаитами. Тетя – очень искренняя католичка – приглашала в костел на мессу и молодежные собрания. Потом — Рерихи, Агни-йога, Чань-буддизм, Ницше, Карлос Кастанеда, «Дианетика» Рона Хаббарда… Все было необычно и интересно, и касалось самого главного – Смысла. Удивительно, что прекрасные минские православные храмы были совсем рядом, но как-то оставались в стороне от поисков – казалось, — ну что там интересного  —  поклончики бабушки кладут, да покойничков отпевают.

Но Господь Сам все управил. В начале решил покреститься, еще не совсем осознавая смысл и значение этого таинства, стал посещать храм, познакомился со священником – настоящим, ярким, просто горящим своей верою… Получил от него в подарок простую фотографию преподобного Серафима Саровского, совет читать Библию и ходить в храм, молясь на литургии первое время даже через «не могу» и «не хочу». Из уважения к нему сходил на «черный рынок», купил там свою первую Библию, отдав за нее почти половину своей стипендии, начал читать ее, стал ходить храм. Конечно, легко не было. Что-то раздражало, стоять час-полтора на службе было тяжело, все болело, богослужение казалось непонятным, сложным. Но все же почти каждое воскресенье ходил на службу, всю выстаивал и продолжал изучать Библию.

Интересно, что когда на моих полках в комнате студенческого общежития стояли религиозные книги Древнего Востока, Ницше, Рерихи и т.д., друзья говорили: «Круто! Интересно!». Когда поставил Молитвослов, Жития святых и Священное Писание, послышалось: «Чудной какой-то… А вроде был нормальным…»

Итак, к вере я приходил через усилие. И вот однажды какая-то внутренняя скорлупа не выдержала  и  раскололась. Все вдруг стало ясно и понятно. Сердца коснулась благодать, наполнив его какой-то неописуемой тихой радостью. Я стал чаще ходить в храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Минске, ездить в Жировицкий монастырь. Понял – Православие уникально, в нем – духовное  богатство и полнота. Остальное – лишь поиски, некоторые открытия, догадки, иногда, увы, совсем не от Бога.

После окончания института стал работать на производстве, неплохо зарабатывал, но техника была мне немного скучна, стрелки часов жизни шли вперед, было жаль уходящего времени, чего-то не хватало. И тут опять Господь все управил. Перед свадьбой – а это был 1993 год —  я поехал в Оптину пустынь за благословением к старцу Илии, попал к нему на исповедь, попросил благословения на брак — а он мне как ушат холодной воды на голову – иди, говорит, в семинарию, а после – женишься.  А у нас все к свадьбе все готово, гости созваны. «Не могу говорю, батюшка», а он больше и не говорит ничего, на брак благословил, с тем я и уехал. Свадьбу сыграли, повенчались, но слова его остались во мне.

И опять Господь Сам все управил, — «случайная» встреча в электричке – и вот мы уже с супругой едем в Смоленск на прием к митрополиту Кириллу. Затем – увольнение с работы, поступление в Смоленскую духовную семинарию, полтора года послушания пономоря в Смоленском кафедральном соборе, благословение параллельно нести послушание дворника на Соборном дворе, матушке – преподавать в Воскресной школе и помогать на кухне.

Затем – первый приход в п. Новодугино Сычевского района, 3000 жителей на самом краю Смоленской области. Казалось – на краю света, кругом – лес, болота, храма — нет, жилья — нет, денег и зарплаты – нет, есть только приписной приход в 5 км через лес, в нем — 100-летний бедный храм, деревенский дом в крапиве по шею с двумя полуразрушенными печками. И – моя задача: в п. Новодугино построить храм, в  приписном храме д.Княжино сделать ремонт, и нести людям Божие слово.

Владыка Кирилл, правда, не оставлял: помог деньгами, всегда интересовался как дела, несколько раз приезжал. С его помощью купили дом под жилье. Дом цыганский, старый, 40 м2 – хибара да и только. Бывает – открываешь утром форточку – а она и вываливается вместе со стеклом. Зато земли – аж 18 соток. Своими руками — помочь со всего поселка вызвался лишь один человек —  огородили все забором, построили теплицы, маленькую баньку, стали ремонтировать дом. Пришлось учиться всему —  валить на делянках лес, колоть дрова, выкладывать из кирпича печь, мастерить из деревянных брусков и фанеры подсвечники. Служили вначале в старом здании краеведческого музея – здание страшненькое, ветхое. По документам – развалины, износ – 100%. Но и его кое-как в порядок привели: подкрасили, настелили полы, залатали течи в крыше, установили буржуйку,  смастерили фанерный иконостас. Параллельно – стали строить новый храм. Подготовили площадку, нашли подходящий проект, залили фундамент, с помощью местного лесхоза заготовили лес,  срубили первые 4 венца, и тут – телефонный звонок от Владыки Кирилла: собирайся – тебя и матушку ждет новое место, вы там нужнее.

Рассказывать можно долго, в общем – с 1999 года мы в г. Рославле, в большом трехпрестольном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где я несу послушание настоятеля. Матушка преподает в  Православной гимназии. Раньше – в течение 10 лет —  преподавал и я, одновременно являясь духовником гимназии. С прошлого года, в связи с возложением нового послушания благочинного округа, попечение о гимназии пришлось оставить.

Наш храм самый большой в городе, начало его строительства относится к 1854 году, освящение первого придела — к 1858. Долгое время храм был в запустении, использовался под склад. Постепенно возрождаем его былую красоту. Уже закончили реставрацию старинной гипсовой лепнины, вырезали и установили три иконостаса, оштукатурили, покрасили, в прошлом году с помощью благотворителей закончили строительство 36-метровой колокольни, Гуманитарного склада, сейчас строим Воскресную школу, кирпичный почти 300-метровый забор, облагораживаем территорию вокруг храма. Молимся, преподаем, ведем социальную работу. Жизнь идет, — по мере сил мы служим Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу и Его Церкви.

— Отец Михаил, у Вас большая дружная семья. Дайте нам совет, как правильно воспитывать детей?

Главное в семье, как и в Церкви  – любовь. Надо просто любить свою семью, своего спутника жизни, своих детей. Также важно, чтобы не было двоедушия, лицемерия, чтобы батюшка, подавая пример своим домашним, везде был одинаковым: дома, в храме, с друзьями, тем самым уча детей честности и прямоте.

Воспитывать нужно укладом семьи. Ведь не секрет, что слово сейчас обесценено. Ведь часто говорят одно, делают – совсем другое.

Очень большую роль играет отношение супругов друг к другу, отношение к собственным родителям. Давайте зададим себе вопрос: Кто в семье лучший кусок получает? Кто – центр семьи? Увы, сейчас, это – дитя. Все лучшее – ему, требований – ноль, куда ж ему помогать в уборке дома или мытье посуды? У него же уроки, да и друзья ждут… Вот и растет малыш, а потом и большиш как пуп семьи, которому все должны и который сам никому ничего не должен… Сами понимаете, что при этом может вырасти.

В нашей семье, в соответствии с принципами старинной мудрой русской педагогики мы стараемся поступать иначе. В начале, — муж, жена, а лишь затем – дети. Муж как глава семьи ее корабль направляет к Богу, строит жизнь семьи по заповедям Божиим, заботиться обо всех, несет груз ответственности.  Детей мы учим трудолюбию и заботе друг о друге, послушанию, при этом видя в каждом ребенке уникальную личность. Мы вместе работаем, трудимся в огороде. При храме есть Гуманитарный склад, ведется социальная работа. К благотворительности привлекаются дети. Они участвуют в концертах, выездах, в оказании разного рода помощи нуждающимся, иногда я беру их потрудиться на приходской стройке. Дети должны своими глазами видеть последствия греха, учиться милосердию, доброделанию, помогать людям.

Наши дети учатся в Православной гимназии и это тоже помогает нам как родителям. Дома мы вместе с детьми читаем Жития святых, Евангелие. Утром дети молятся в гимназии, а вечером мы все вместе читаем вечерние молитвы. Мальчишки – пономарят в алтаре, дочка – поет на клиросе.

— Что Вы пожелаете православным Клайпедского благочиния?

«Посему узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – говорил Господь. Давайте попробуем стяжать ее и явить окружающему миру.

— Спасибо, батюшка, за беседу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *