О подготовке к Таинству, или зачем нужны беседы перед Крещением

Крещение с крестнымиСреди множества событий нашей жизни, которые кажутся нам сегодня очень важными и значимыми, далеко не каждое имеет настоящее судьбоносное значение и действительно высокую цену. Мы о многом мечтаем и ко многому стремимся, но никто и никогда не знает, что принесут ему осуществленные мечты и желания. Сделают ли они нас счастливыми или, наоборот, принесут несчастье. Но есть события, которые для многих проходят как-бы вскользь, между дел, но которые на весах Вечности имеют колоссальную цену. Одно из таких событий – Таинство нашего Крещения, — точка усыновления Богу, тайна обновления души, время умирания для ветхой, пустой, греховной жизни и нового духовного рождения для жизни с Богом.

Это один из главных, наверное, самый главный момент нашей с вами жизни. Вспомним слова Спасителя и Господа: «Кто будет веровать и креститься, тот спасен будет» (Евангелие от Марка, 16 глава, 16 стих). Но давайте задумаемся, — от чего же спасает и что дарует нам Господь?

Может быть, Он спасает нас от болезней, возможного увольнения на работе, зависти соседей и т.п.? Вряд ли. Он обещает нам в дар новую должность, богатство или здоровье? И таких обещаний нет в Его словах.

У известного русского философа и поэта XIX века Владимира Сергеевича Соловьева есть красивое стихотворение:

Бедный друг, истомил тебя путь,

Темен взор, и венок твой измят.

Ты войди же ко мне отдохнуть.

Потускнел, догорая, закат.

Где ты был и откуда идешь,

Бедный друг, не спрошу я, любя;

Только имя мое назовешь —

Молча к сердцу прижму я тебя.

Смерть и Время царят на земле,-

Ты владыками их не зови;

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Прекрасные параллели стихотворных строк могут сказать о том, что Господь дарует нам Себя, образно – Он прижимает нас к Своему сердцу, Он вводит нас в пространство Своей Любви, подобной солнцу. Он входит в мир людской суеты и боли, в мир, окутанный паутиной страстей, лжи, зависти и раздоров. И вместе с Ним, в мир Времени и Смерти, входят Вечность и Бессмертие. Нам остается только принять Его дар. И мы можем принять его через Таинство Крещения.

Но Крещение нельзя принять просто так, «на всякий случай». Крещению должна предшествовать подготовка, осмысленное желание быть со Христом, желание хранить Ему верность, исполнять Его заповеди. Крещению в Иисуса Христа должна предшествовать вера в Него.

Подготовка к Таинству Крещения была обязательна на протяжении всей истории Христианской Церкви. Издревле будущих христиан готовили к принятию святого Таинства. Устное научение основам христианской веры — оглашение — известно было уже в апостольский период. Оно занимало по времени от сорока дней до двух-трех лет. У оглашенного должен был быть восприемник – свидетель, поручающийся перед епископом или священником за искренность намерений желающего креститься. Оглашение при этом всегда было тесно связано с жизнью церковной общины. В первые века христианства именно община — Церковь, основанная Самим Спасителем — занималась подготовкой оглашаемых к Крещению и сама готовилась к принятию новых членов. Вхождение в общинную жизнь являлось важной составляющей оглашения. Люди не только изучали основы христианской веры и этики, они учились быть вместе, учились быть Церковью — собранием верных Христу людей.

В дореволюционной России оглашение проходило в течение шести недель. Только после этого человек мог быть крещен. В годы советского богоборчества и оглашение, и само Крещение практически были запрещены, и, если где-то и проходили беседы для желающих принять Таинство Крещения или научиться основам христианской веры и жизни, они проходили тайно, да и было их крайне мало. И лишь с недавнего времени мы вновь возвращаемся к должной практике. Поэтому мы предлагаем вам вместе с нами пройти необходимую подготовку к святому Таинству.

С 2013 года эта подготовка должна проходить во всех храмах Русской православной церкви. Количество предлагаемых для вас огласительных занятий различно на разных приходах. Но, в любом случае, их должно быть не менее двух. Это совсем немного, поэтому тем, кто хочет более достойно подготовиться к святому Таинству, хочется порекомендовать пройти расширенный курс занятий, посетив не менее пяти огласительных бесед.

Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.12.2011 года «недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что Крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников (т.е. крёстных). В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни.

Многие хотят подойти к Таинству Крещения без подготовки, думая что пройдя через святую купель, они автоматически станут крещеными.

Но, разве будет польза от святого Таинства тому, кто покрестится, не имея веры, не желая исполнять Божии законы,  разве будет польза от Крещения просто так, — на удачу, или чтобы не болеть, или потому что русские все крещеные, или потому что еще что-нибудь в том же духе? Думаете, — можно покреститься, ничего не меняя в своей жизни, продолжая жить как все, просто плывя по течению жизни? По слову апостола Петра, — «Крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1-е Послание апостола  Петра, 3 глава, 21 стих). Думаете, — можно пообещать и не исполнить?

Если вы думаете именно так, то лучше подождать с Крещением до лучшего времени. Надо духовно подрасти.

В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» — спросили их. — Они отвечали, что у них, турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит как собака», пока не получит христианского Крещения». Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство» и чародейство (см.: Епископ Никодим Милаш. Правила Православной Церкви с толкованиями. СПб, 1911, т.1, с.615).

Так что стоит задуматься над тем, для чего вы креститесь сами или крестите своих детей. Если же вы понимаете всю серьезность этого шага и желаете идти дальше, знакомясь с основами православной веры, подготавливая себя к встрече с Богом, то вы на верном пути.

Но давайте подумаем вот еще над чем. После принятия Таинства Крещения вы станете христианами. Точно такими же как первые христиане времен Самого Христа. Обращаясь к ним, Господь  говорил: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея, 5 глава,  13-16 стихи).

Задумайтесь, — в святом Крещении будет омыта ваша душа, она получит новые белоснежные одежды, вы будете облечены и силою свыше. Но вам предстоит хранить и приумножать полученный свет, вам предстоит не осуетиться, не испачкаться вновь, вам предстоит жить по заповедям Спасителя. Поверьте, это – лучшая жизнь, это – счастье, и это – полнота. Это не передать словами. Это – дар благодати, благой дар от Господа. Но, чтобы сохранить его, вам будет необходимо мужество.

В мире, где нормой становиться грех, любое противодействие ему требует больших усилий. Настоящий христианин не может жить «как все», он не может идти на компромиссы со своей совестью, поддакивать пошлякам, сквернословить когда сквернословят окружающие, он не может воровать, лелеять в себе зависть или жадность, для него неприемлемы убийства нерожденных детей и измены.

Всегда поражает в окружающих боязнь толпы. Чтобы не выделяться, некоторые подстраиваться под общую массу, принося в жертву чистоту своей души и предавая Бога. Многие стесняются показаться верующими и благочестивыми, принимают вид «страстных», «современных», «разбитных», «в доску своих» для общей массы, они стесняются обличить зло, боятся засвидетельствовать свою веру.

Посмотрите кругом себя. Что становится нормой? Включите свой телеящик. Много ли разумного, доброго и вечного льется из него? Но, — «пипл хавает», — как пошленько заявил некогда известный певец.

И что? Стоит ли бояться мнения этого обезумевшего мира? Стоит ли стесняться быть «не как все» и «жить не по лжи»? Да и разве не стыдно быть трусом, жалкой единицей в некоей обезбоженной и беспринципной массе? А ведь каждый из вас – бесценная Личность  в глазах Бога, —  Бога, Который отдал за вас Себя на смерть!

Дорогие друзья, приходящие к Таинству святого Крещения!

Будьте достойны Бога! Помните о значимости и серьезности своего шага! Готовьтесь к нему!  И Бог вам в помощь!

 Для прохождения огласительных бесед в нашем храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы г.Рославля (на Юр-горе) надо просто записаться по телефону: +7 910 710 31 68.

Ответственный за проведение огласительных бесед: настоятель храма, протоиерей Михаил Гольцман.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *