Паломничество к святыням земли Калужской

DSC_2956 сайт26 октября состоялась паломническая поездка прихожан храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Рославля к святыням земли Калужской. По традиции, паломничество началось накануне с вечернего общего молебна в храме, а ранним субботним утром сорок шесть рославльчан вместе со священником Александром Коноховым продолжили свой молитвенный труд во Введенском храме монастыря Оптина пустынь, расположенного недалеко от г. Козельска.

Мужской монастырь Оптина пустынь, по преданию, был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта, в иночестве — Макарием. Но расцвет монастыря пришёлся лишь на XIX век — время появления монастырского старчества. Тогда со всех сторон за советом, утешением и молитвой к монастырю потянулись паломники. Оптина стала одним из духовных центров России. С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Известный философ В.С. Соловьев привозил в монастырь Ф.М. Достоевского, который прожил в скиту некоторое время. Интересно, что прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» явился старец Амвросий (преподобный Амвросий Оптинский, прославленный в лике святых в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни. Трижды посещал прославленный монастырь Н.В. Гоголь, и его мысли о великой ответственности писателя пред Богом за свое творчество окончательно сложились не без влияния бесед со старцем Макарием, перед прозорливым духовным оком которого писатель высказывал все свои суждения и мнения.

ОптинаДля рославльчан особенно отрадно было то, что с историей монастыря связаны пустынножители рославльских лесов – святые подвижники одного из известнейших в России немонастырских монашеских поселений, существовавшего с середины ХVIII по середину ХIХ веков на территории бывшего Рославльского уезда в районе сел Заболотье, Екимовичи и Луги. В свое время, пустынножительство возникло как следствие церковной реформы Петра I и его последователей, которая, среди прочих мер, предполагала резкое сокращение числа монастырей и монашествующих, и жесткие ограничения для желающих стать монахами. В результате многие желавшие, но не имевшие возможности вести монашескую жизнь, бежали за границу в монастыри Молдавии и Греции, либо скрывались в глухих лесах Центральной и Северной России. Так возникло поселение отшельников и в рославльских лесах. Точная дата его возникновения, а также имена первых подвижников нам неизвестны, но расцвет пустынножительства в рославльских лесах пришелся на 1811-1821 годы, когда в местечке Монахов Ров близ села Екимовичи проживали бывшие московские купцы отец Моисей (в миру — Тимофей Иванович Путилов, 1782-1862; поселился здесь в 1811 году и снискал себе широкую известность как опытный духовник) и отец Антоний (в миру — Александр Тимофеевич Путилов, 1795-1865). Широкая известность рославльских отшельников далеко за пределами Смоленской губернии  привела к тому, что в 1821 году епископ Калужский Филарет направил отцу Моисею и отцу Антонию письмо, в котором просил их возглавить возрождающуюся Оптину Пустынь. Приглашение было принято и в июне 1821 года отцы Моисей и Антоний и еще два монаха покинули рославльские леса и прибыли в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь. Отец Моисей до своей кончины занимал должность управляющего Оптиной Пустынью. Он положил начало знаменитой монастырской библиотеке, большую часть которой составляли его личные книги и книги отца Антония; начал обширную издательскую и переводческую деятельность; ввел в Оптиной Пустыни отработанную во время пустынножительства в рославльских лесах практику старчества, т.е. руководство опытного духовника своими духовными детьми. В итоге, именно эти нововведения положили начало становлению Оптиной Пустыни как крупного духовного центра России ХIХ — начала ХХ века.

Если вспомнить историю монастыря, то следует сказать, что монастырскую жизнь в Оптиной перечеркнул декрет СНК от 23 января 1918 года, когда монастырь был закрыт  и превращен в «сельскохозяйственную артель». Весной 1923 года была закрыта и сельхозартель, а сама обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького, в ноябре 1939 года после раздела Польши, по приказу Л. Берии, НКВД преобразовал Дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь. Затем монастырь был переоборудован в госпиталь, после – в лагерь НКВД, затем – в воинскую часть и лишь в 1987 году был возвращён Русской Православной церкви.

При воспоминании об этих страшных годах запустения и разрухи, на ум приходят строчки стихотворения поэтессы Надежды Александровны Павлович, духовной дочери последнего Оптинского старца Нектария, строчки, рожденные в таком близком и таком далеком 1967 году:

 Вода из твоего колодца

Чиста, прозрачна и светла,

Она из недр глубинных льется,

Все отмывая добела.

Но твой черпак давно утерян,

И блещет холодом струя.

Заветные открыты двери,

И перед ними плачу я.

Ну, что ж! Разрушить можно стены

И башни в щебень раздробить.

Но даже щебень драгоценный

Душа не может не любить,

И выплывают из тумана

Сияющие купола…

Ты не свои, ты наши раны,

Как бремя, легкая, взяла.

 Все это знаменье иного

И бытия, и торжества,

Под гробовым твоим покровом

Ты ослепительно жива.

Последней служке, неумелой,

Дай прозревать сквозь эту тьму,

К твоей пыли приникнуть белой,

Как будто к сердцу твоему.

Красивые и тяжелые строки. Но они уже — история. А 26 октября 2013 года монастырь предстал взору рославльчан во всей своей красе. И сердце заликовало, видя возрожденную святыню.

Средоточие монашеской жизни – храм, а в нем – Божественная литургия. К монашеской молитве присоединились и наши паломники. Многие поисповедывались, причастились Святых Христовых Таин, помолились на братском молебне, искупались в святом источнике.

Далее – посещение Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в с.Шамордино, Калужской Свято-Тихоновой пустыни,  Спаса Нерукотворного мужской пустыни в с.Клыково. И снова – молитвы в древних храмах, у святых мощей, и радость сердца от прикосновения к чистому и святому, и снова – молитва, и вновь – чудные воды святых источников, будто омывающие не только тело, но и душу.

Поздним субботним вечером паломники вернулись домой. Поездка закончилось, — жизнь продолжается. Пусть она станет лучше и чище от того благодатного света, к которому удалось приобщиться на земле Калужской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *