… на фоне всего этого многообразия поисков и ответов, есть один уникальный ответ, результат поисков и раздумий наших с вами предков. Ответ глубокий, многотомный, красивый, чистый, проверенный временем. Подписанный потом и кровью, самой жизнью, которую отдавали ради него. Ответ, давший нам целую плеяду святых и героев, сформировавший саму нашу нацию, ее культуру и быт, ее историю. Ответ, дающий самое глубокое понимание и нравственного, и духовного, и собственно человеческого. Знакомящий нас с Вечным, с Богом (для тех, кто пожелает). Дающий нам Смысл и надежду. Им восхищались Ломоносов, Пушкин, Менделеев, Достоевский, Гоголь, Пирогов. И с ним боролись, желая уничтожить и забыть. Сами борцы скрывались в пене истории, уходили в небытие их имена. А он и ныне с нами – ответ на самые главные загадки нашей с вами жизни. Его нельзя просто принять. Его надо прожить…
XIII Районные Рождественские образовательные чтения
г. Рославль. 6 февраля 2014 года
протоиерей Михаил Гольцман
Дорогие друзья, радует, что в образовательное пространство современной российской школы постепенно входит духовно-нравственная составляющая. На связь содержания образования и духовно-нравственное формирование личности указывает Федеральный закон об образовании в РФ. На духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся, предусматривающем принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей заостряет внимание Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Им вторят различные региональные нормативно-правовые акты, многочисленные общероссийские, областные и районные педагогические форумы. И это, действительно, не может не радовать нас – педагогов, родителей, граждан.
Ныне меняется и сам статус образования. Оно уже не просто формирует некий общественный заказ на подготовку выпускника с определенным набором знаний и умений, не просто транслирует эти знания и умения, оно преобразуется в некий механизм развития, выстраивания человеческого в человеке, формирует личность, а через нее – и само общество.
Отсюда совершенно очевидна та огромная ответственность, которая ложится на плечи современной школы и современного учителя. Отсюда очевидна и та огромная роль осмысления содержания ключевых педагогических понятий.
Что есть образование вообще?
Что есть воспитание?
Что, какие личностные качества, мы воспитываем?
Мы говорим о нравственном и духовном. Но что такое нравственное и духовное? И если мы говорим о душе (духе) человека, то что мы вкладываем в эти понятия?
Кого мы воспитываем? Человека! Очевидно! Но, кто такой Человек? И что есть собственно человеческое в нем?
А помните пять первых глобальных вопросов современной психологии?
- Как развивается личность человека?
- Что мотивирует поведение человека?
- Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?
- Какова природа социальной жизни человека?
- Чем объясняется уникальность личности?
(По утверждению самих мастеров психологии, — это «очень сложные вопросы, и, возможно, на них никогда нельзя будет определенно ответить». Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности).
А помните спор двух вер? Двух главных вер? – Веры в то, что Бог есть и веры в то, что Бога нет. Ибо последнее утверждение есть утверждение веры, — доказать, что Бога нет научным путем невозможно. Как нельзя научно доказать непротиворечивость нашего представления об окружающем нас мире (для сознания древнего индуса, например, весь наш мир, и мы с Вами – не более чем майя, мираж, игра Абсолюта. Схожесть – культовый фильм «Матрица», снятый братьями Вачовски и вышедший на экраны в 1999 году).
Мы думаем, размышляем… Но что есть сами наши мысли? Где их источник и эталон? Помните древнюю восточную практику самопознания? Отрешившись от всего начать с того, что просто пять минут ни о чем не думать. Чтобы в Вашей голове не было Ваших же мыслей. Попробуйте… Не получается? Но ведь и мысли, и голова, вроде бы Ваши…
Что же мы можем сказать взирая на эти загадки? Древнее изречение на фронтоне Дельфийского храма — «Познай самого себя!» — некогда тронувшее душу Сократа актуально и поныне.
Но на фоне всего этого многообразия поисков и ответов, есть один уникальный ответ, результат поисков и раздумий наших с вами предков. Ответ глубокий, многотомный, красивый, чистый, проверенный временем. Подписанный потом и кровью, самой жизнью, которую отдавали ради него. Ответ, давший нам целую плеяду святых и героев, сформировавший саму нашу нацию, ее культуру и быт, ее историю. Ответ, дающий самое глубокое понимание и нравственного, и духовного, и собственно человеческого. Знакомящий нас с Вечным, с Богом (для тех, кто пожелает). Дающий нам Смысл и надежду. Им восхищались Ломоносов, Пушкин, Менделеев, Достоевский, Гоголь, Пирогов. И с ним боролись, желая уничтожить и забыть. Сами борцы скрывались в пене истории, уходили в небытие их имена. А он и ныне с нами – ответ на самые главные загадки нашей с вами жизни. Его нельзя просто принять. Его надо прожить.
Я думаю, вы понимаете, о чем я говорю. Я говорю о христианстве и о Христе. Православное христианство, некогда принятое и прожитое русским народом – это духовное сокровище, которое досталось нам по праву родства. Давайте попробуем вглядеться в него, сами, вместе с детьми. Давайте попробуем немного прожить его. Давайте примерим в нашей с вами жизни его этику. Вспомним о заповедях, о долге, о любви, чести, честности, благочестии. Давайте узнаем о том, как познакомиться с самим собой, как заглянуть в свою душу, как начать борьбу за ее чистоту.
Неужели Вы думаете, это может повредить нам или нашим детям, ученикам? То, что взрастило святых и героев?!.
И не надо никого пугать так называемой светскостью образования. Как известно, светскость его заключена лишь в том, что по своей организационной или правовой принадлежности оно не связано с той или иной религиозной организацией. Светскость это вовсе не атеистичность, и знак равенства между ними — лишь результат инерции мышления, втиснутого некогда в жесткие рамки марксистской идеологии.
Нынешнее время благоприятно. Открыты храмы, отлиты колокола, написаны книги, изданы учебники. Богатство, оставленное нам нашими с вами пращурами, лежит повсюду. Неужели поднять его нам помешает простая лень или лукавый страх?
Давайте не будем обкрадывать ни себя, ни своих детей! Давайте вместе прикасаться к этому свету. И, думаю, наша с Вами жизнь станет намного светлее.