1. Православный педагог в полной мере осмысливает характер учительского труда как православное служение. Его труд направлен на духовно-нравственное становление детей, на открытие в душе ребенка образа Божиего.
2. В пределах школы педагогу вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. А потому православный педагог всегда помнит о том колоссальном доверии, которое оказывается ему как носителю этого высокого звания.
3. Дети, по природе своей, склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому, православный педагог всегда помнит о том, что он воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, самим образом своей жизни, своим благочестием. Православный педагог взращивает в себе нелицемерную любовь к Богу и ревнует об исполнении Божиих заповедей.
4. Православный педагог имеет христианскую любовь к детям. Он не смешивает ее со слабостью и потворством каждому капризу ребенка. Здравая любовь всегда имеет своей целью благо ребенка. А потому она строга и наставительна, бдительна в предохранении ребенка от зла и соблазнов.
5. Православный педагог – наставник в вере, носитель не только слова, но и Духа Божия, хранитель православного вероучения. Он прилежит к чтению Св. Писания и поучений свв. Отцов, участвует в службах, часто посещает исповедь и причащается Святых Христовых Таин.
6. Православный педагог подает пример в молитве. Он всегда помнит о том, что воспитание молитвенности учащихся возможно только через личный пример учителя. Никак не позволительно педагогу пренебрегать совместной молитвой с учащимися, отсиживаться в классе или учительской пока дети молятся. Молитва, как и всякий духовный труд Христа ради совершаемый не тягостен. И исполнять их обязан всякий православный человек, тем более православный наставник.
7. Православный педагог всегда помнит о том, что большая любовь начинается с малой, любовь к Богу начинается с любви к человеку. Поэтому православный педагог являет пример любви к тем, кто близок ему, стараясь вести добрую семейную жизнь. Он любит свое Отечество, дорожит его славой и добрыми традициями.
8. Православный педагог – образец для воспитанников в трудолюбии и аккуратности. Он добросовестно исполняет свои обязанности.
9. Православный педагог терпелив и снисходителен, но не безразличен. Он помнит о том, что детей нельзя мерить взрослою мерой. Он понимает детские потребности и несовершенства. Тот не годится в учителя, кто при всякой неудаче и погрешности ребенка выходит из себя, гневается, пытаясь таким образом добиться внимания и послушания. Чувствуя детское непонимание и невнимание в усвоении материала, он начинает анализ с себя, выявляет свои возможные ошибки и упущения в изложении материала.
10. В послушании, смирении, братской любви и приветливой открытости православный педагог следует завету Христа о служении ближнему. Православный педагог не позволяет себе быть дерзким и несдержанным, сплетничать, обсуждать за глаза коллег и выяснять с ними отношения в присутствии воспитанников и их родителей. Он не поощряет доносов и не принимает жалоб коллег и учеников друг на друга, если они прежде не постарались объясниться сами или в присутствии свидетелей, как о том учит Спаситель.
11. Православный педагог имеет твердо установившийся характер, определенные правила и цели жизни, согласовывает с ними свои слова, мысли и поступки. Православный педагог не должен быть беспринципным, сегодня провозглашать одно, а завтра другое, сегодня следовать одним правилам, а завтра – им противоположным. Последовательность в требованиях должна рождать у учащихся принципиальность и послушание. Следуя этому, педагог, тем не менее, всегда помнит, что выше любого правила всегда стоит любовь к человеку.
12. Православный педагог не допускает крайностей в одежде и своем внешнем облике. Он помнит о том, что внешние проявления человека многое говорят о его внутреннем устроении. Он не позволяет себе неряшливость и распущенность, но и не допускает франтовство, пытаясь выделиться перед окружающими.
13. Православный педагог стремится содействовать установлению добрых и духовных отношений с родителями своих воспитанников и с их семьями, сотрудничая с ними в вопросах обучения и воспитания учащихся. Он обязан информировать родителей (опекунов) учащихся о проблемах с их успеваемостью или поведением, но не злоупотреблять приглашением родителей для беседы в школу, помня о том, что на его плечах лежит ответственность по воспитанию и обучению детей во время их пребывания в школе.
14. Православный педагог стремиться быть бодрым и энергичным в служении детям. Он помнит слова Спасителя о том, что блаженнее давать, нежели получать. А потому, отдавая детям свое сердце, всего себя, он восполняет отданное детской любовью и Божиим благословением.