Заговори, чтобы я увидел тебя

Из школьного курса литературы многие помнят это тургеневское стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» В своих раздумьях над судьбами родины, Тургенев мысленно обращается к родному языку. Вдумайтесь в слова, обращенные к русским литераторам, да и вообще ко всем русским людям: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». 

Вспомним, что «народ» по-славянски – «язык». Язык народа – это то, что создает и объединяет народ, что возвышает или, наоборот, губит его. Ведь язык не просто устанавливает коммуникативную знаковую связь между людьми, он отражает систему ценностей и смыслов и, что самое главное, мощно воздействует на эту систему, подчиняет ее себе, определяя  поведение, характер и, в конечном итоге, судьбу человека и общества.

Именно в языке происходит первоначальная подмена или девальвация человеческих ценностей, теряется чистота, свет, святыня. Теряется целомудрие – целостная мудрость… И лишь потом это внедряется в сферу практических взаимоотношений между людьми, опошляя и разрушая их. Недаром отец Сергий Булгаков указывая корни революции в прошлом писал: «…вот они налицо: большевизм родился из матерной ругани, да он, в сущности, и есть поругание материнства всяческого: и в церковном, и в историческом отношении. Надо считаться с силою слова, мистическою и даже заклинательною. И жутко думать, какая темная туча нависла над Россией».

Какая же темная туча нависает над Россией ныне, если согласно социологическим данным ВЦИОМ (на вопрос как часто вы сквернословите?)  сквернословят 59 % россиян, из них 12 % — часто. О  какой гармоничной, чистой, радостной, честной и чистой жизни мы можем говорить, если без перерыва и почти везде выливаем на себя и других ушаты с помоями. Непристойные слова слышны на улице, в транспорте, магазине, стройке. Они метастазируют в литературу, кино, телевидение, театр…

«Заговори, чтобы я увидел тебя», — обращался Сократ к своим современникам. Слово подобно лакмусовой бумажке, которая обнаруживает сокровенные чувствования души, делает их явными для окружающих. Что же может являть матерящийся человек, какое «сокровище» своей души выносит он в мир, его окружающий.

«Сквернословие» совсем не напрасно происходит от слова «скверна»: матерщина – это явное и открытое проявление зла в человеке. В словаре В. Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, … все богопротивное».

Это определение – результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Не буду останавливаться на теориях происхождения русского мата, их – несколько. Отмечу лишь, что большинство специалистов сходятся в одном: мат, или, выражаясь научным языком, «обсцесная лексика», в изначальном своем происхождении и употреблении носила магический характер. А потому ее недаром называли в народе «бесьим» языком, а утрата контроля речи приравнивалась к бесоодержимости.

Была ли матерная брань в русском обществе? Конечно. Но в древнерусском обществе и позднее матерная брань, особенно в отношении к святыням, приравнивалась к богохульству и кощунству и каралась с особой жестокостью. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секли розгами для всеобщего назидания. А Соборное Уложение 1649 года открывает статья: «Буде кто иноверцы какия ни буди веры, или и русский человек возложит хулу на …Спаса.., или на рождьшую Его Богородицу и присно Деву Марию….- про то сыскивати всякими сыски накрепко… и того богохульника обличив, казнити, зжечь». Законодательные памятники петровского времени – Воинский, а затем, с незначительными дополнениями, и Морской уставы, сохраняют в целом самые жестокие формы наказания за подобные преступления. И это не удивительно, — ни один любящий свое отечество человек, ни один здраво мыслящий державник и патриот своей страны не пожелает ей тонуть в мутных потоках зла, ведь еще мудрый Соломон сказал, что «устами нечестивых разрушается город» (Притчи 11, 11). Словесный чертополох разрушает жизнь людей, — насаждает в них пошлость, хамство и грубость, примитивизирует мышление. Куда уж тут до высокого…

Интересно определил мат один из московских филологов: «мат – это черные дыры языка, которые затягивают в провал небытия все языком созданное». Они затягивают в провал и нашу речь, и нашу жизнь. И их влияние, похоже, усиливается. Возьмем для примера синдром Жиля де ля Туретта. Напомню, что в 1825 году знаменитый парижский врач и педагог, один из родоначальников детской психиатрии Жан Итар безуспешно пытался вылечить 26-летнюю дочь маркиза де Дампьер, у которой была загадочная болезнь. Маркиза с ранних лет страдала так называемыми генерализоваными тиками – импульсивными подергиваниями мышц лица и тела, которые сопровождались неконтролируемой громкой и избирательной руганью. Доктор Итар описал этот синдром и дал название заболеванию – копролалия (от греческого kopros — «помет», «кал» и  lalia — «речь). Маркиза де Дампьер прожила 85 лет, на протяжении которых ее безуспешно лечили многие медики Европы. Последним ее доктором был невропатолог Жорж Эдмон Альберт Брут Жиль де ля Туретт (1857 – 1904). В 1884-1885 годах он опубликовал доклады о девяти подобных пациентах. С тех пор недуг носит его имя. Однако, вот что интересно: если с 1885 по 1965 годы во всем мире было зарегистрировано лишь 50 случаев синдрома Жиля де ля Туретта, к 1970 – около 200, то к началу третьего тысячелетия число одержимых «синдромом сквернословия» начало стремительно (в десятки раз) увеличиваться.

Как священник я не вижу здесь иного объяснения кроме духовного оскудения человечества. Вспомним, что Слово — это дар Божий, то, что уподобляет человека Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Одним творческим словом Господь создал наш прекрасный мир, — космос. Слово Творца вызвало к жизни Красоту. Но есть та сила, что противостоит этой красоте, что пытается уничтожить ее. Это сила зла, — не бытийная, временная, паразитирующая, но от того не менее мерзкая и опасная. И язык ее – язык зла, «инфернальный», или «адский» язык (от латинского слова «инферна», что значит «ад»).

Как горестно восклицал А.П. Чехов: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо!» Да вот в том то и беда, что у этой силы всего с избытком, — и остроумия, и злости, и нечистоты.

Церковь всегда остерегала своих чад от этого греха. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе… « (Еф. 4,29) — учит апостол Павел. «А блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас…» (Еф. 5,3) — настаивает он. Или в Послании к Коринфянам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, … ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, — и в этом же ряду, — ни злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6,9-10).  Слова Спасителя еще категоричней: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12,36).

Но как же удержаться современному человеку от этого зла? Как изжить его в себе? Так же как наши предки. Благодатью, — это область трудов церкви, воспитанием – это область трудов школы, и силой – это область трудов государственной власти.

 В поддержке государственной власти мы нуждаемся особо. Радует, что многие области уже начали эту работу. Уникален опыт Белгородской области, где правительством области уже давно была принята целая программа, направленная «на искоренение сквернословия среди населения Белгородчины на 2005-2008 годы». Тогда первым этапом на пути к очищению речи от ненормативной лексики стало создание рекламных роликов, заставок, слоганов, которые создают позитивное информационное поле и готовят почву для дальнейшей борьбы с нарушителями порядка. Например, в местном автобусе или на улице, в магазине или на работе тебя может встретить плакат: «Мат не наш формат», «Сквернословие — есть смерть души» или «Чтобы в жизни состояться, надо матом не ругаться», «Мат пьянству брат». Администрация любого белгородского ВУЗа имеет право отчислить студента за использование ненормативной лексики. «У нас есть все рычаги административного, воспитательного воздействия для того, чтобы этого студента отчислить», — сказал в своем интервью ректор Белгородского государственного института культуры и искусства Сергей Курганский. Но, возможно, главное, — за ругань стали нещадно штрафовать. Сумма штрафа составила примерно 1.5 тыс. рублей. Стоило только принять постановление о том, что 30 % от суммы штрафа пойдет на доплату к заработной плате милиционера, как  началась массовая охота на ругань. Посчитайте, — за первую половину 2006 года сотрудники правоохранительных органов Белгородской области составили 14 тысяч протоколов по факту употребления жителями Белгородчины нецензурных слов и выражений…

Смоляне были поражены чистотой языка белгородцев во время своего пребывания в Белгороде на Образовательной конференции Центрального Федерального округа еще в 2007 году. Практически не слыша матерщины на улицах города, даже спросили коллег – учителей Белгородчины — есть ли у них в городе сквернословие? Конечно, есть, — ответили они, но крайне мало и уже не популярно.

Так, что, искоренить бескультурье вполне возможно. Но, чтобы искоренить его в  зародыше, необходимо комплексное взаимодействие всех общественных и государственных институтов. Дело за малым – возжелать этой чистоты и потрудиться ради нее. А иначе, кого же мы скоро будем видеть в окружающих нас людях?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *