№2. Как каноны Церкви не превратить в дубинку против всех инакомыслящих

«Не покоряющиеся посланным от Господа не их

только бесчестят, но и Самого Пославшего,

и навлекают на себя суд тягчайший…»

(святитель Василий Великий)

Притча о мытаре и фарисее: (Лк 18: 9-14)

 Отличительной характерной чертой современных «ревнителей», раскалывающих Христову церковь, является критика иерархии Церкви. Они считают возможным судить собратьев во Христе и ставить свои амбиции и «знания» выше интересов всей полноты Православной Церкви.

Иерархия Церкви обвиняется в отступлении от Православия за возродившиеся экуменические контакты (контакты с представителями иных христианских конфессий), которые, особенно в со­ветское время, были единственным способом противостоять гонениям на Церковь. Это поношение не прекращается, наоборот, приобретает все более глобальный и масштабный характер. Все громче раздаются возгласы, что любое общение православного с иноверцами (еретиками), есть нарушение канонов, а нарушающий его подпадает под закон и становится участником ереси.

Для творящих расколы и разделения, обоснование подобным взглядам легко найти в Древних канонах православной церкви. Для примера обратимся к Правилам святых апостолов, ссылки на которые согласно истории христианской церкви появляются уже в III веке:

  • Епископ, пресвитер или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. (45 Правило св. апостолов);
  • Епископов, или пресвитеров, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным? (2 Кор. 6:15).  (46 Правило св. апостолов);
  • Если кто из клира или мирянин войдет помолиться в синагогу иудейскую или еретическую: да будет извержен и от чина священного и отлучен от церковного общения. (65 Правило св. апостолов).

 Но в каноническом праве церкви (которое по объему занимает не один увесистый том и требует многих лет для своего скрупулезного изучения), существует запрет не только молиться, но и лечиться у иудеев, и даже мыться вместе в бане.

Вот, к примеру, 11-е правило Шестого Вселенского собора: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Я, например, ни разу не молился вместе с иудеями, но за время своей жизни вполне мог, как и многие из нас, мыться вместе с ними в бане или лечиться у них. И что же, мы все подлежим отлучению от Христа и Его Церкви? Или нам стоит попытаться понять смысл и значение церковных канонов? Хотя бы на примере отношения к еретикам.

Что же такое каноны церкви? В церковной терминологии канонами принято называть предписания, относящиеся к церковному строю, к церковному управлению, к обязанностям церковной иерархии, священнослужителям и обязанностям каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учений, в отличие от догматов Церкви, которые содержат в себе истины христианского учения, истины веры. Каноны — это некие основные церковные законы, которые составляют фундамент действующего в Церкви права. И если главными свойствами церковных догматов являются  богооткровенность и общеобязательность и которые неизменны, как неизменен сам Бог, то каноны не являются абсолютно неизменными. Действие канонов, обусловленных обстоятельствами времени может подлежать отмене по истечению обстоятельств, его вызвавших. Так, например, 37 правило святых апостолов, предусматривавшее, чтобы епископы каждой области собирались на собор два раза в году,  в VII веке было заменено 8 правилом Трулльского  Собора, святые отцы которого, ссылаясь на исторические обстоятельства (набеги варваров и иные случайные препятствия), ввели новую норму — созывать соборы один раз в год. Канон может оказаться неприменимым в связи с исчезновением того церковного института, который в нем упомянут. Так, в 15 правило Халкидонского Собора определяло возрастной ценз для поставления в диакониссы — 40 лет. С исчезновением в христианской церкви чина диаконисс правило, естественно, перестало иметь силу. Изменение канонических предписаний видно и в отношении «еретиков»: если Правила святых апостолов предписывали перекрещивать всех приходящих в нее «еретиков», то уже Правила I Вселенского Собора вводят 3 чина приема в церковь: не только через перекрещивание, но также через миропомазание или покаяние. В соответствии с этим правилом, и поныне мы, например, перекрещиваем приходящих к нам «Свидетелей Иеговы» как полностью извративших основы православной веры, но крещение католиков почитаем имеющим силу и принимаем их в православную церковь через таинство покаяния при условии отвержения ими папских догматов.

Изучая историю Церкви, мы видим, что святые отцы блюли не букву канона, а именно тот смысл, который Церковь в него влагала, ту мысль, которую она в нем выражала. Чтобы понять это снова вспомним Апостольские правила и посмотрим, допускали ли не просто рядовые христиане, но и гении духа – святые православной церкви — в ряде случаев возможность отступать от них. Обратимся к житиям святых и их наставлениям.

Выписка из наставлений к миссионеру святителя Иннокентия Аляскинского:

Свт. Иннокентий АляскинскийИнородцам (язычникам), не принявшим св. крещения, если не предвидится, что от них может произойти какое-либо оскорбление святыне или нарушение благопристойности, не только не возбранять присутствовать при наших богослужениях, как то: вечерни, утрени и молебнов (если они того пожелают), но даже приглашать их к ним.

Что же касается до литургии, хотя по правилам Церкви и не должно допускать их к слушанию литургии верных, но так как некогда и послы св. Владимира в Константинополе, будучи язычниками, были допущены к слушанию всей литургии, и сие послужило к великой пользе целой России, то и ты, по усмотрению, можешь оказывать подобное снисхождение, в надежде спасительного действия святыни на их сердца.

Из дневника святителя Николая Японского:

Свт.Николай Японский30 апреля 1905. Светлое Христово Воскресенье.
Из иностранцев были Rev. Jefferys, американский епископальный миссионер (протестант), певший в правом хоре, и … еще двое; все – до конца богослужения, и потом разговелись вместе с нашими служащими Церкви.
(Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб., 2004).

12 июля 1905. Среда. Праздник Святых Апостолов Петра и Павла. Литургию и после нее молебен совершал соборно с 6-ю иереями. Между тенорами в правом хоре был и Rev. Jefferys, американский епископальный миссионер (протестант), всегда аккуратно приходящий петь всенощную, а сегодня певший и обедню. (Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб., 2004. С. 250).

7 октября 1895. Понедельник. Приходил епископальный  (протестантский) катехизатор, по имени Оокура. О чем вы хотите побеседовать? Смущает меня нынешнее состояние христианства в Японии — это множество разделений и сект.
У нас, слава Богу, их нет. А у вас, протестантов, секты — самая натуральная вещь, и странно было бы, если бы их не было. Вы понимаете Слово Божие так, другой иначе, третий, четвертый — еще иначе и т. д. Все вы видите в Слове Божием уже не Господа Бога, а ваше собственное разумение, и все тем более стоите за свое… свое роднее. Вот вам и секты. У нас не так. Кроме Священного Писания мы, православные, имеем еще Священное Предание, т.е. живой глас Церкви от времен Апостольских доныне и во все века… Если мы чего не понимаем в Писании, мы спрашиваем у Церкви, как это должно понимать, то есть, как это понимают ученики апостолов, ученики учеников их и т. д. <…> Это и делает нас свободными от заблуждений по слову Спасителя  — «истина освободит вас». «Вы же, напротив, в оковах самомнений или сомнений, недоумений, исканий… несчастное состояние! ….. и т. д.; объяснил я ему разность с ними в понимании мест, на которых зиждутся 7 таинств, указав, что незаконно у них священство… нет поэтому у них и таинства Евхаристии.

На второй вопрос: признаю ли я возможность спасения в протестантстве?

Отвечал: как же я могу решить это? Мне сказано: «не суди чужому рабу — сам он стоит пред Господом», —  и я поэтому предоставляю суд о том, спасутся ли протестанты, католики и прочие Богу…

(Дневники святого Николая Японского. Т. 4. СПб., 2004)

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Иоанн Кронштадтский«У калитки садика дома, где жил о. Иоанн, уже была толпа, в том числе были и татары, которых полиция не пускала. На крыльце находилась плакавшая татарка. Полиция не понимала, что она говорила. Абациев же знал татарский язык, как уроженец Кавказа, и узнал от татарки, что она привезла больного мужа, который лежит в телеге на дороге, и умоляла допустить ее к мулле Иоанну. Абациев застал   о. Иоанна за утренней молитвой, несмотря на 5 час утра, и рассказал ему про татарку. о. Иоанн сказал, чтобы татарку пустили.

Через переводчика Абациева о. Иоанн спросил татарку, верует ли она в Бога? Получив утвердительный ответ, о. Иоанн сказал ей: «будем молиться вместе, ты молись по-своему, а я буду молиться по-своему». Когда о. Иоанн кончил молитву, то благословил татарку, перекрестив ее. Затем Абациев с татаркой вместе вышел и, к изумлению обоих, больной муж татарки уже шел навстречу совершенно здоровым» (из жития св. прав. Иоанна Кронштадтского, гл.23)

 

Пример Святых отцов и опыт нашей Церкви призывает нас к тому, чтобы в вопросах взаимоотношения с инославными и иноверцами мы не спешили клеить ярлыки «экуменист» и «предатель» на любого епископа или священника, имеющего общение с ними. Да, православные выступают против экуменической «теории ветвей», которая учит, что все существующие христианские конфессии — как бы ветви единого дерева общей Христовой Церкви,  для нас это — еретическое понимание, и православные никоим образом его не разделяют. Мы считаем, что Церковь существует, имеет видимые границы и та Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, о которой мы говорим в Символе веры, является Православной Церковью, а мы — ее членами.  Но это не значит, что мы против всех, кто не с нами. Мир, в котором мы живем – не черно-белый мир, а в алтаре храма на Святом Престоле лежит не Типикон и не свод церковных канонов, на нем лежит Святое Евангелие – Благая весть о любви Бога к людям. К заблудившимся людям. Ко всем людям. Господь стоит у дверей каждого сердца и стучит, так давайте же не осыпать своих братьев руганью, а помогать им открывать свои сердца Христу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *