Святость и подросток XXI века

IMG_4729Давайте задумаемся над вопросом о влиянии святых, их образа, и самого феномена святости на жизнь людей  XXI века и, в частности, на жизнь современного подростка. Прежде чем говорить об этом влиянии, необходимо внимательно присмотреться к самой нашей жизни, ее смысловому полю, ее приоритетам.

Кого и что любит в этой жизни современный человек, — часто только самого себя, свой комфорт, свои желания, свои страсти, своё.…  Помните, как в старой рекламе соков и нектаров Rich: «все дышит любовью…  любовью человека к самому себе».  И уже Бог и добродетель вне нас самих, и уже ближний для нас совсем не ближний, а почти как у Сартра – «другой – это ад».

Жизнь, не наполненная вечностью, — по мудрому слову преп. Иустина Поповича, —  превращается в чудовище – огромную мельницу смерти, перемалывающую каждого из нас своими страшными жерновами. Надо быть честным: если тьма смерти – необходимость и конец всего, и нет бессмертия и света вечности, то сама наша жизнь – глумливая насмешка и отвратительный дар. О такой жизни всечеловечески широкий и глубокий Шекспир высказал устами Макбета нелицеприятное суждение:

 «Жизнь – только тень, комедиант,

Паясничавший полчаса на сцене

И тут же позабытый; это повесть,

Которую пересказал дурак:

В ней много слов и страсти, нет лишь смысла».

 Где целостность, мудрость, чистота? Кругом обломки человека, его телесная скорлупа, из кото­рой изгнан бессмертный дух. Правда, иногда отполированная, начищенная до блеска, но всего лишь скорлупа. Культура без культа обездушила чело­века, овеществила его, механизировала. Она напо­минает чудовищную машину, которая глотает людей и перерабатывает их в вещи. Финал же печа­лен и трагичен: человек — это бездушная вещь среди бездушных вещей. Царство тотальной человеческой низости и пустоты (преп. Иустин Попович).

И это мироощущение мы передаем нашим детям. Вслушайтесь, каким глубоким пессимизмом и безысходностью звучат слова из песни группы «Дельфин»:

  «Слеза за слезой, за раною рана,

Моя жизнь вытекает, как вода из под крана…»

 Что делать подростку, пока она совсем не «вытекла»? Пытаться взять от нее все, что успеешь, по полной. И что ему жалкие разглагольствования о необходимости добра и приличий? Куда более сильная логика Ивана Карамазова говорит обратное: «Если Бога нет, то все позволено»,  «…нет добродетели, если нет бессмертия».

 Что же делать?  — спрашиваем мы сами себя. Извечный вопрос. В начале, хотя бы осознать, что мы больны, духовно больны. И в этом больном обществе более всего страдает наименее защищенная его часть – дети, молодежь. Ведь не имея ни опыта, ни духовных сил, часто не имея возможности адекватно и критично воспринимать окружающую их жизнь, они все принимают за чистую монету,  и если, например, с телеэкранов взрослые дяди и тети сеют неразумное, недоброе, невечное, то в их молодых душах растет чертополох. Что болит у таких детей? Душа!

Стоит заняться ее лечением. Кому? В первую очередь семье. А если и семья ничем не лучше, и папа с мамой – только кормители и одеватели? Кто поможет такому ребенку? Школа и церковь. Ведь именно школа и церковь в силу своего призвания должны содействовать становлению и облагораживанию человеческой личности, именно они должны помочь обрести ребенку смысл своей жизни, задуматься о нравственном, духовном, вечном.  Время былой разобщенности церкви и школы советского периода нашей истории прошло. В условиях системного кризиса окружающей нас жизни, в своей основе имеющим кризис личности (я бы сказал, кризис совести), только объединение усилий может дать положительный результат. И для церкви, пекущейся о здравии душ человеческих важна школа, и для школы слишком важно то духовное богатство, которое оставили нам наши предки. Вне его – пустота, лозунги без глубины и твердой опоры. «На что  же может опираться нравственное развитие, — восклицал по этому поводу К.Д. Ушинский, — если не на христианство?» И добавлял: «Христианство дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию».

 Отрадно, что ныне мы собираем некогда разбросанные камни. Уже многое сделано, многое еще предстоит сделать. Все реже мы задаем себе вопрос «Зачем?»: «Зачем мы делаем все это?»  Ныне время вопроса «Как?»: «Как нам возвысить души наших воспитанников? Как дать им жизненный идеал? Как помочь им ощутить в себе дыхание вечности?»

Да и возможно ли это, — стать иным среди окружающей нас пустоты, а зачастую — пошлости и грязи? Может руки опустить и быть как все, — тихо тянуть свою жизненную лямку, где-то слукавить, слицемерить, где-то спошлить, особо не выделяться и ждать, пока и нас перемелет безжалостная мельница смерти?  Да вот только можно ли назвать жизнью этот унылый путь в никуда?

 Но есть ли иной?!  Есть! И возможен!

Именно это мы должны показать. Есть иная жизнь и иной путь – путь чистоты, любви и совершенства. Это путь святых, но к нему призван и каждый из нас: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Об этом пути мы и говорим детям, а вместе с ними и самим себе, на уроках по православной культуре, на классных часах и родительских собраниях, посвященных осмыслению того духовного богатства, которое сохранили и приумножили наши с вами предки.

Осмысление святости невозможно без осмысления самого человека, загадки его жизни, ее смысла. Также как и невозможно осмысление святости без прикосновения к тайне Бога, Богопознания, Откровения. Ведь что такое святость? По смыслу библейского учения святость человека есть уподобление Богу, отражение и осуществление в чело­веке божественных совершенств.

Каким образом это возможно? Вспомним, что в христианстве человек трехсоставен (дух, душа и тело), иерархичен и свободен. Кроме того, – согласно представлению христианства, – человек – высшее существо во всем мироздании, созданное по образу и подобию Божию. При этом образ Божий —  нечто данное человеку от рождения, а именно личностный способ существования, способность к творчеству, любви, добру, способность отражать совершенства Творца. А подобие – нечто заданное человеку, то, что человек должен достичь, используя данные ему от рождения таланты. Это, в некотором смысле,  —  задача его жизни.

Что же мешает этому? То, что Н.В. Гоголь называл «звериной мордой в человеке». И здесь, через библейский текст мы пытаемся осмыслить зло в человеке, вскрыть истоки трагизма земной жизни.

Кто же может помочь человеку разрушить оковы зла и смерти?  Кто вновь соединяет людей с Богом? Христос —  Богочеловек, даровавший людям прежде всего Самого Себя, принявший за каждого из нас мучительную смерть на кресте, основавший Церковь как общество верных Ему людей и оставивший нам новую заповедь – заповедь любви.

А что совершают святые?  – Божией помощью подвиг. Подвиг преодоления себя (вспомним однокоренное слово – «подвижничество»). Святые разворачивают «зеркало» своей души к Богу – источнику всякого добра и совершенства, — и душа их просветляется, спадает скорлупа греха, в сердце рождается любовь. Этот путь разнообразен, и виды святости многоразличны.

Вспомним Нагорную проповедь Иисуса Христа и заповеди блаженств:

«…И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли…»  (Матф.5:2-16).

 А потому путь спасения, путь святости у каждого – свой. Так, мы вспоминаем богатырский образ Александра Невского, вои­на-героя, великого печальника род­ной земли.  Всем нам знаком образ преподобного Серафима Саровского, каждого приходившего к нему встречавшего пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!» А кто из нас не преклоняется перед светлым житием святителя Николая Мир Ликийских чудотворца? Кто не знает о собирателе земли русской преподобном Сергии Радонежском? Кто не удивляется чистоте любви благоверных Петра и Февронии Муромских? Кто не знаком с подвигом мучеников и страстотерпцев? Невозможно даже отчасти перечислить их имена.

Их образы дают нам идеал для подражания, они будят в нас совесть, они помогают нам устоять перед всеми превратностями и соблазнами нашей жизни. Иногда кажется – невмоготу,  не могу стать иным, — не могу не осуждать, не завидовать, не ревновать, не лицемерить или еще  какое-либо «не могу»…  Но ведь они смогли!

Вспомним недавнее страшное время российской истории – период гражданской войны и репрессий. Перед каждым человеком в то время стоял вопрос, может быть, очень будничный, но очень страшный: как жить? Можно исповедовать свою веру или отрекаться от нее,  можно жить по совести или стать доносителем. Можно быть твердым или идти на компромиссы. А не идти на них было ох как нелегко. Но они не пошли, и жизнь их стала житием – временем подвига ради правды Божией.

 О чем мы говорим в этой связи нашим подросткам?  О том, что таков крестный путь у каждого из нас. Слишком много скорбей и соблазнов окружает нас в этой жизни: только расслабься, уступи. Трудно быть «белой вороной» в мире, наводненным пошлостью и пустотой. Но возможно, — возможно начать и продолжить свой подвиг, свой путь к Богу и добродетели. И если количество этих «белых ворон» будет расти, то и мир наш станет светлее и чище.

 А о том, что знакомство с подвигом святых, приобщение к богатствам православной культуры способно преображать человека, просветлять как его самого, так и окружающий его мир, — говорит большинство самих учащихся. Вот, например, отзывы из анонимного анкетирования, которое мы с матушкой провели в Рославльском медицинском училище в четырех группах первого курса после изучения ими предмета «Основы православной культуры»: (Поскольку предмет был введен в РМУ экспериментально, учащиеся анонимно отвечали на вопросы «Понравился ли вам предмет?» и  «Нужны ли подобные предметы в сетке часов?»).

 «…Этот предмет очень интересный. Благодаря ему я смогла узнать много нового и полезного для себя, надеюсь, это пригодится мне в будущем. Хорошо, что этот предмет ввели в наше обучение. Если бы нам почаще ставили такие предметы, мы бы больше знали свою веру и православную культуру. Эти уроки изменили мое отношение к Богу и церкви».

 «…Мне многое понравилось. Я узнала много интересного. Но, единственное, о чем бы я хотела еще узнать – это о святых. Так же я хотела бы, чтобы мы прошли больше Святых  Писаний. Я думаю, что эта информация пригодится нам в жизни, в дальнейшей нашей судьбе».

 «…Этот предмет я слушала с интересом, все лекции проходили с большим вниманием. Мы часто смотрели фильмы. Я стала с большим вниманием относиться к своим родным и близким».

 «…Мне очень понравился предмет «Православная культура». Прежде всего мне понравилась экскурсия в нашу церковь. Раньше я ходила туда, но многое о ней не знала. Я считаю, что этот предмет необходим, особенно в наше время, когда вокруг царит зло. Я – будущая медсестра, поэтому просто обязана знать все заповеди, быть милосердной, доброй, отзывчивой, чему и учит нас этот предмет».

 «…Спасибо преподавателю за то, что посвятили нас в тайны культуры, а то, может быть, даже и не знали заповеди Бога. Но намного интересней изучать этот предмет в начальных классах – перед тем, как мы выбираем свой путь».

 «…«Православная культура» помогла мне посмотреть на окружающий мир и на других людей по-другому. Мое отношение к другим и себе стало иным. Преподаватель помог мне обрести себя, понять свое предназначение в этом мире. «Православная культура» — это не просто интересно, но и это должен знать каждый, хотя бы иметь представление о том, что является нашим прошлым».

 Думаю, к мнению учеников ничего не стоит добавлять.  Единственное, чего хочется пожелать, — это того, чтобы вместе с детьми росли сами преподаватели. Ведь все мы – и взрослые, и дети слишком  долго были оторваны от своих духовных корней.

протоиерей Михаил Гольцман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *