№3. О тыкве вместо головы и «каше» в мозгах

Хэллоуин 2Я, конечно, понимаю, что после того, как в 90-е рухнул крепкий «железный занавес», манящая «заграница» со всеми ее мыслимыми и немыслимыми прелестями подействовала на вчерашнего советского человека просто обворожительно.  Еще-бы, неоновые огни вытянутых по струнке улиц, почти вылизанные мостовые, бездонный шоппинг в супермаркетах из стекла и бетона, демократия и свобода, сулящая все и прямо сейчас. Семья цивилизованных народов и он – вчерашний, совковый, закомплексованный и идейный. Старьё!?

Нет, конечно, я сам против грязи на улицах, пустых полок обшарпанных магазинов, против тоталитаризма и любых форм насилия над человеческой личностью. Но, примеряя на себя новые блага соседней цивилизации, неплохо бы иногда включать мыслительный процесс и отделять «котлеты от мух». Или у нас тыква вместо головы?

В этой связи, показательно отношение нашего человека, вернее – части наших людей, к такому продукту из-за рубежа, как Хэллоуин. В некоторых школах на уроках английского изучают. Для классных часов и занятий с детьми рекомендуют. Кто-то и сам праздник проводит, к цивилизации заморской приобщается.

И что же, модный ныне праздник — просто повод для веселья, творчества при создании страшно-веселеньких тыкв и кошмарненьких костюмов, возможность раздобыть сладости или немного попугать соседей. Это просто безобидные шутки? Или что-то другое? Следуя известному совету — «зри в корень», — туда и заглянем.

Хэллоуин берет свое начало еще в дохристианские времена и впервые возникает среди кельтских племен, населявших территории современной Британии, Ирландии и северной Франции. Язычники кельты верили в зарождение жизни из смерти. Поэтому начало нового года они праздновали осенью (в ночь с 31 октября на 1 ноября), когда, согласно их верованиям, наступала пора холода, темноты, разложения и смерти. В эту ночь кельты прославляли языческого бога Сауина (Samhain, произносится sow-in  —  сау-ин ), которого они почитали как бога смерти.  В канун празднования нового года, друиды (жрецы кельтских племен), повелевали людям тушить все домашние очаги и огни. В ночь накануне праздника, они разжигали огромный костер из дубовых ветвей, священных согласно их верованию, на котором приносились жертвы — в него бросали плоды урожая и туши животных, чтобы угодить богу смерти Сауину. Кельты также веровали, что Сауин, довольный жертвоприношениями своих верных, позволит душам умерших посетить свои дома в день праздника. При этом кельты полагали, что и сама грань между миром живых и мертвых становилась в это время наиболее призрачной, в мир людей устремлялся мир духов. Чтобы быть похожими на входящий в земное пространство страшный мир призраков и духов и «сойти за своих», люди облачались соответствующим образом, используя шкуры животных. Постепенно этот обычай перерос в традицию облачения в разряженные костюмы приведений, ведьм, гномов и разной нечисти.

Язычники также верили, что если души мертвых не получат угощения, иначе говоря, если не умилостивить их приношениями, они вызовут гнев Сауина, ангелы и слуги которого принесут вред или наложат проклятия. Так зародилась традиция «сбора приношений», когда разряженные в стиль праздника дети  ходят по домам, выкрикивая «Trick or Treat», что переводится как «Розыгрыш (подвох) или угощение!»,  за что получают гостинцы – конфеты, фрукты и сладости.

В древности в ночь праздника кельты гасили домашние очаги и огни и собирались вокруг костра, где приносились жертвы и поклонялись повелителю тьмы Сауину. От огня этого священного костра в домах снова зажигались очаги и огни. Продолжением этого обычая стал «Джек фонарь». Новый огонь приносился в дом в тыкве (или других овощах); рожица, вырезанная на тыкве являлась образом мертвых. Тыкву с горящим внутри огнем оставляли на всю ночь.

Ворожба и гадания также являлись неотъемлемой частью этого древнего кельтского праздника. После того, как костер затухал, друиды изучали останки жертвоприношений с целью предсказать события наступающего года. Во времена раннего средневековья гадания, прорицания и колдовство уже были неотъемлемой частью праздничного действа. Оккультное содержание Хэллоуина  только возрастало.

Само название Хэллоуин произошло от английских слов All Hallows Eve – Вечер Всех Святых. Дело в том, что языческие торжества приходились на начало нового года, который в IV веке в Британии стал начинаться с поминовения Всех Святых. При сокращения названия получилось Hallowe’en, и совсем сокращенно –  Halloween. Предложив в этот день вспоминать всех святых, Церковь пыталась рассеять магический ужас перед злыми духами и преодолеть соблазн заглянуть в это царство нежити, она напоминала о тех, кто Божией силой победил и зло, и соблазны этого мира, и даже саму смерть.

Итак, корни праздничного действа, ныне именуемого Хэллоуин, — древние кельтские культы, связанные с почитанием языческого бога смерти Сауина. Идолопоклонство в чистом виде с элементами колдовства, оккультизма и даже сатанизма. Поэтому, если вы крещены и при этом так легко заигрываете с разного рода нечистью, то остается только поразиться вашей беспринципности и каше в голове.

Хэллоуин 3Ну, что Вы, батюшка, — так и слышишь ответ на подобный взгляд, — это же просто фольклор, игра, веселье, ничего серьезного – карнавал, да и только. Что ответить вам, друзья? Неужто вы взаправду думаете, что инфернальный мир – это мир глупых чертей из  старых народных сказок? Неужто можно, вызвать его к себе в дом или душу, а потом запросто сказать «до свидания»?  Неужто можно примерить роль, а затем просто отложить ее до следующего года? Неужто слова, вызывающие все силы зла ничего не стоят? Неужто так уж безобиден сам маскарад, популяризирующий кошмар и жестокость? Или вы думаете, что чертики, вампирчики и монстрики – это добрые мотыльки, слетающиеся к вам на праздник? И вы полагаете, что после подобной ролевой игры с безвкусным и циничным содержанием,  в душе ребенка ничего не останется? Я поражаюсь вашей наивности!

Более того, все мы, наверное,  помним, что человека человеком делает, прежде всего, отношение к смерти. И чтобы понять что есть Жизнь, надо понять что есть Смерть. И в этом ракурсе хэллоуиновское отношение к смертной символике  есть один из признаков утраты и человеческого духа, и человеческого достоинства. Маска зла, пошлость и цинизм «питийной крови» и смертной гнили предлагается нам взамен христианского благоговейного отношения пусть к мертвому, но ожидающему будущего воскресения и славы телу.

Хотелось бы также спросить вас, дорогие друзья: читали ли вы в интернете советы по проведению Хэллоина, рекомендации по проведению конкурсов и игр? Прелюбопытнейшие, скажу я вам, вещи.

Вот, например, сайт «ДетвоРай» в разделе «Как провести Хэллоуин с детьми» прямо пишет, что праздник,  «несмотря на его неоднозначное происхождение позитивный и светлый». И добавляет: «… надо стараться быть похожими на обитателей «темного мира», чтобы они с нами подружились. А мы, дети и взрослые, примерим на себя новые роли, узнаем лучше свои возможности». Вот уж действительно, позитивная и светлая схожесть, да и дружба – тоже.

Особо примечательны разделы «Игры и конкурсы на Хэллоуин», многие из которых предлагаются не только взрослым, но даже старшим дошкольникам. Командная игра «Поймай глаз»: участники делятся на две-три команды. В каждой команде выбирается по одному ловцу. Ловцам выдается по половине выпотрошенной тыквы. Остальные будут метателями. То есть будут забрасывать в половинку тыквы белые теннисные шарики, разрисованные как глаза. Побеждает команда с большим количеством попаданий.

Среди детей предлагается устраивать соревнования по скоростному питью томатного сока, который на празднике по поводу Хэллоуина называют не иначе как кровью. А для взрослых — парное состязание по поглощению из высоких бокалов «Кровавой Мэри» — водки с томатным соком. В качестве эстафеты — скоростной перенос тех самых «глаз» в ложке.

Да и другие предлагаемые конкурсы и «игры» просто «верх чистоты и человечности». Чего стоят одни названия: «Ужин для вампира», «Страшное заклинание», «Ведьмино зелье», «Посвящение в нечисть», «Мертвец Джо» и т.п.

А я еще удивляюсь, почему у меня на планшетнике на ivi.ru в разделе «Популярное кино» самые часто предлагаемые к просмотру – триллеры и ужасы, насилие и убийства. Вот, прямо сейчас, открываю программу, и что же? Из 12 самых популярных фильмов 7 имеют следующие названия: «Я плюю на ваши могилы», «Я плюю на ваши могилы 2», «Наемный убийца», «Мерзлая земля», «Хроники Риддика», «Одним меньше», «Паркер». И в каждом – либо убийцы, либо маньяки, либо и то, и другое. Из оставшихся пяти фильмов — две сексуально окрашенные комедии «Как соблазнять труднодоступных женщин» и «Все включено». Что касается количества предлагаемых к просмотру хорроров, то оно не просто велико, а велико чрезмерно. Налицо банальная демонизация сознания. И здесь, я думаю, бескрайний простор для психологов и психиатров, силящихся понять и предугадать различные поведенческие аберрации.

протоиерей Михаил Гольцман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *