«Человек есть тайна, ее надо разгадывать, и если потратишь на это всю свою жизнь, то не говори, что напрасно потратил время. Я занимаюсь этой загадкой, потому что хочу быть человеком», — записал в своем дневнике совсем еще юный Федор Достоевский, будущий великий русский писатель. Помочь найти ответы на эту загадку, осознать свое место в мире, познакомиться с поиском и опытом предшествующих поколений, прикоснуться к своим корням и культуре призваны новые предметы духовно-нравственного цикла, входящие в учебную программу современной школы. Один из таких предметов – «Основы религиозных культур и светской этики» — ОРКСЭ.
Но новый предмет – это новые, уже учебные и методические вопросы, педагогические поиски и педагогический опыт. Обсудить их смогли педагоги средних общеобразовательных школ муниципального образования «Рославльский район», принявшие участие в прошедшем 24 января в Центральной районной библиотеке семинаре «Новый предмет ОРКСЭ: первые шаги и перспективы». В семинаре приняли участие благочинный Рославльского округа протоиерей Михаил Гольцман, руководитель Комиссии по религиозному образованию и катехизации Рославльского благочиния иерей Михаил Шашков, менеджер Комитета образования муниципального образования «Рославльский район» куратор нового предмета Елена Гордеевна Карпец.
Основными вопросами прошедшего семинара стали вопросы подготовки к Областному семинару по предмету ОРКСЭ, вопросы преподавания нового предмета в школах города и района, выбора модулей, перспективы сотрудничества. На них особо остановились в своих выступлениях протоиерей Михаил Гольцман и Е.Г. Карпец. Актуальность сотрудничества учреждений образования и приходов благочиния в общем добром деле воспитания подрастающего поколения была отмечена всеми собравшимися педагогами. Кроме этого обсуждались вопросы содержания учебников по новому предмету, создания и использования методической базы, трудности, возникающие в процессе преподавания.
Важно было услышать мнение каждого учителя. С этой целью в ходе работы семинара было проведено развернутое анкетирование собравшихся по целому ряду вопросов, связанных с предметом «Основы религиозных культур и светской этики». Более двадцати предлагаемых вопросов касались всех сторон преподавания. Здесь – и наличие курсовой подготовки, и отношение к учебнику, и сложные темы, трудности, отношение к предмету родителей, использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов, перспективы, и многое другое.
Полученные ответы – пища для размышлений организаторам семинара. Ведь их цель – анализ, осмысление и помощь тем, кто делает очень важное дело – помогает подрастающему поколению, нынешним девчонкам и мальчишкам, нашим с вами детям понять главное: «Что значит быть Человеком»!